За последние два дня в Италии было много дискуссий о том, какую роль в огромном ущербе, нанесенном оползнем, сошедшим в субботу на остров Искья, в результате которого погибли по меньшей мере восемь человек, могли сыграть нарушения при строительстве, и как амнистии, утвержденные в прошлом различными правительствами, могли допускать и поощрять их. В центре дебатов находится, в частности, декрет-закон, утвержденный в 2018 году первым правительством Джузеппе Конте (при поддержке "Движения 5 звезд" и Лиги), так называемый "Генуэзский декрет".

Указ содержал, прежде всего, меры по строительству нового моста в Генуе после обрушения моста Моранди, а также некоторые положения по восстановлению домов на Искье, разрушенных землетрясением в августе 2017 года, в результате которого погибли два человека и более 640 стали вынужденными переселенцами.

Самой обсуждаемой нормой является статья 25, которая позволила получить доступ к государственным средствам для реконструкции тысяч домов, даже тех, которые были построены с нарушениями строительных норм, к которым, однако, амнистия еще не была применена из-за бюрократических проволочек или задержек в контроле.

Статья, озаглавленная "Определение процедур амнистии", предусматривала ускоренный путь амнистии строительных нарушений в домах, поврежденных или разрушенных в результате землетрясения, чтобы владельцы этих домов могли получить государственные средства на восстановление. Поэтому закон не предусматривал новой строительной амнистии, но предусматривал, что те, кто подал заявление на амнистию на основании трех предыдущих строительных амнистий (одна в 1985 году, одна в 1994 году и одна в 2003 году), могут получить доступ к средствам на реконструкцию.

Это было постановление, которого сильно желало "Движение 5 звезд", и против которого изначально выступали союзники из "Лиги" по правительству. После долгих обсуждений декрет был в итоге одобрен.

Эта тема вновь была поднята после того, как Маттео Ренци, лидер партии Italia Viva, написал твит по поводу оползня на Искье, в котором полемически сослался на указ 2018 года: "Катастрофа на Искье напоминает о многих вопросах, с которыми мы столкнемся в ближайшие дни, начиная с решения 2018 года об амнистии", - написал Ренци.

Джузеппе Конте, тогдашний премьер-министр, а ныне лидер "Движения 5 звезд", ответил ему во время интервью в программе Mezz'ora in più на канале Rai 3. Говоря о "Генуэзском указе", Конте сказал, что "указ 2018 года вовсе не был амнистией" и что правительство тогда столкнулось с заблокированной ситуацией, когда были "запросы на амнистию около 27 тысяч домов из примерно 60 тысяч всех домов на острове" и "запросы на возмещение ущерба от землетрясения для 1100 домов". Конте сказал, что статья 25 служит для ускорения этой практики, но без введения новых амнистий, просто придерживаясь трех строительных амнистий предыдущих лет (так что, по сути, правило гарантирует применение предыдущих).

Хотя, на самом деле, амнистия 2018 года не была настоящей амнистией, многие критические вопросы возникли уже в то время. В частности, ссылка в указе на амнистию 1985 года, одобренную тогдашним правительством Беттино Кракси, вызвала много споров. Эта амнистия предусматривала гораздо более мягкие ограничения, чем две последующие, и, как уже тогда отмечал сайт Pagella Politica в расследовании по проверке фактов, проведенном для агентства AGI, без ссылки на закон 1985 года "большинство самовольных построек в опасных местах не могли быть разрешены на основании последующих, более ограничительных законов".

Следует также сказать, что во время рассмотрения в парламенте текст постановления был изменен, в него был включен пункт, предусматривающий, что любой запрос на доступ к финансированию должен получить положительное заключение от органа, отвечающего за защиту ландшафтного ограничения, и что взносы за дома, пострадавшие от землетрясения 2017 года, не могут касаться "любого увеличения объема", подпадающего под действие трех предыдущих амнистий.